Трудности поведения детей и их преодоление
Причины трудностей поведения:
· Неприятие и/или враждебность со стороны родителей («ты не такой, как нам хотелось»). Чаще всего встречается при различных темпераментах детей и родителей, в ситуации неполной семьи, когда одинокий родитель связывает проявление «плохих черт» характера с другим родителем, родители идеализируют образ ребенка;
· Разрушение эмоциональных связей в семье. Жизнь в постоянных ссорах, «как на вулкане», особенно, если ребенок используется как аргумент в спорах родителей;
· Неуважение к личности ребенка – некорректная критика, оскорбительные замечания (в том числе высказываемые публично);
· Чрезмерный контроль или недостаток его. Гиперопека – управление ребенком, подавление его воли, не допускается никакой инициативы. При недостатке – нет социальных норм и правил, потакание капризам;
· Агрессия может быть вызвана накопившимся переизбытком энергии.
Пути преодоления:
· Обязательно говорить с ребенком о неправильном поведении, при этом критиковать не его как личность, а именно поступок. Не забывать говорить о своих эмоциях, вспомнить с ребенком его хороший поступок/поступки, обсудить эмоции, связанные с ним;
· Контролировать собственные агрессивные, капризные и др. деструктивные импульсы, причем как с собственным ребенком, членами семьи, так и с окружающими;
· Ребенок должен заниматься спортом, можно дома играть в «бокс», завести «сердитую подушку»;
· В ответ на агрессию использовать объятия, прижимание к себе, позже, когда ребенок успокоился – поговорить о чувствах без нравоучений;
· Не забывать хвалить за старательность («мне понравилось, как ты поступил»), не игнорируйте хорошее поведение;
· Беседа о проступке должна происходить без свидетелей;
· Любое воздействие следует начинать с себя, особенно, если оно связано со стремлением изменить другого человека. Прежде всего, спросите себя: чего вы хотите достичь и правильный ли метод вы для этого выбрали?». Необходимо руководствовать также правилом: «Утро вечера мудренее», но никогда не устраивать воспитательный процесс перед школой.
Для того чтобы ребенок освоил новые формы поведения и отказался от прежних, ему необходимо о них рассказать, продемонстрировать и дать самому «попробовать», «проиграть» в родительской семье.
При соблюдении этих правил можно перенаправить поведение ребенка в более конструктивное русло без психологических травм, как детей, так и родителей. (20 минут).
Уважаемые родители!
Вашему вниманию предлагаются ссылки полезных психологических сайтов:
- www.psy-school.ru – «Меню школьного психолога» — сайт для родителей и детей;
- www.ourfuture.ru – Петербургский психологический центр, где проводятся занятия с детьми, диагностика, работает психологический лагерь;
- www.psyparents.ru – детская психология для родителей;
- www.superpredki.ru –психологическая «шпаргалка» для родителей.
Обратите внимание на книги, которые помогут Вам лучше разобраться в себе:
- Джанет Рейноуотер «Это в Ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом»;
- Эрик Берн «Люди, которые играют в игры», «Игры, в которые играют люди»;
Книги, посвященные обучению через игру:
- Ш. Фельдер, С. Либерман «400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет» (возрастные границы весьма условны);
- Владимир Ворожба «Почему?» (дети 6-12 лет).
Родителям детей всех возрастов:
- Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком: как?», а так же продолжение «Продолжаем общаться с ребенком: так?»;
- Гармаев Анатолий «Этапы нравственного развития ребенка», «Культура семейных отношений»;
- Осорина М. «Секретный мир детей в пространстве взрослых»;
- Егидес А.П. «Лабиринты общения, или как научиться ладить с людьми».
Одна из лучших книг для родителей подростков:
- Роберт Т. Байярд, Джин Байярд «Ваш беспокойный подросток».